Самый долгожданный фильм - "Мастер и Маргарита" Юрия Кары.
В экранизации Ю. Кары есть несколько расхождений с исходным произведением:
Например, на балу у Сатаны присутствуют В. Ленин, И. Сталин, А. Гитлер, кардинал Ришельё, Пётр I, Каиафа, Наполеон, Мазепа и др. политические деятели, чего не было в оригинальном романе Булгакова (Гитлер и Сталин не могли присутствовать на балу, так как были живы на момент окончания романа; при этом Маргарита обращает внимание на несоответствие, которое тут же объясняется фразой Коровьева «А эти — специально приглашённые!»). Вероятно, данный ход вызван повышенным интересом публики в те годы к политике вообще и к данным фигурам (первым трём) в частности.
Кроме того, в сцене с приходом Левия Матвея к Воланду Матвей передаёт приказ Иешуа, в то время как в оригинале Иешуа просил, а не приказывал.
В фильме отсутствует диалог кота Бегемота и Поплавского. В то же время, как и в романе, у Азазелло, при встрече с Маргаритой, из кармана пиджака торчит куриная кость.
В начальной сцене присутствует фрагмент из первого варианта романа «Мастер и Маргарита», а именно, эпизод, в котором Воланд рисует на песке лик Христа и просит Бездомного растоптать его. Тот не решается, и только тогда, когда Воланд обзывает Бездомного интеллигентом, тот топчет образ.
Из выступления в Варьете убран диалог с Семплеяровым (хотя сам Семплеяров в кадре появляется).
Убран эпизод со сдачей выручки из Варьете.
Отсутствует сцена с разбиванием кувшина на балконе Понтия Пилата.
Во время полёта на метле над Москвой в романе Маргарита была невидима (и обнажена полностью), в фильме же она привлекала всеобщее внимание прохожих.
Нет сцены разгрома Маргаритой квартиры Латунского: в фильме она ограничилась разбитием окон, когда пролетала мимо Дома драматурга и литератора.
Исключен сон Никанора Ивановича Босого.
Нет сцены с поджогом Бегемотом гастронома (после сцены в квартире № 50).
Нет ключевой финальной сцены полета всех главных героев.
В финале Понтий Пилат признается в организации убийства Иуды.
Journal information