Жизнь хорошая штука - как ни крути (nastyono4ka) wrote,
Жизнь хорошая штука - как ни крути
nastyono4ka

Прошлое и настоящее Дымковской игрушки

В селе Дымково еще в 15 веке был создан промысел - здесь делали игрушки-свистульки весеннему празднику Свистунья.
Праздник непростой - это день поминовения убитых в «хлыновском побоище» между вятчанами и устюжанами в городе Вятка и по языческим обычаям сопровождался свистом и плясками (первоначально праздник назывался Свистулька, затем название преобразовалось).
Свистунья праздновалась в четвертую субботу после Пасхи.
Добывали глину, перетирали ее с песком, а потом лепили из нее игрушки, сушили, обжигали и расписывали. Дым от производства был виден издалека, поэтому село и назвали "Дымково".
Промысел развивался, и даже когда праздник ушел в историю, традиция создания игрушек осталась. У каждой мастерицы, которая делала игрушки, были свои секреты, своя манера росписи, но сохранялись сюжеты и основные цвета росписи.



Игрушки конца 19-го века, судя по тому, что они не расписаны - при создании игрушек был допушен брак.



В начале прошлого века интерес к игрушке стал угасать, мастера перестали заниматься промыслом - многие переключились на создание изделий из гипса (гипсовые изделия были дешевле и проще в изготовлении). В какой-то момент в Дымков осталась только одна мастерица, которая продолжала делать дымковские игрушки.
К счастью состоялась встреча этой мастерицы - Анны Афанасьевны и художника, который интересовался дымковской игрушкой - Алексея Деньшина. Художник зарисовывал варианты росписи игрушек, издавал книги, посвященные промыслу. Именно таким образом промысел удалось сохранить.



Благодаря тому, что что к игрушке возобновился интерес, Анна Афанасьевна смогла уговорить дочерей и подруг вернуться к промыслу, была создана Артель "Вятская игрушка". Сейчас в артели работают 20 мастеров.



Мы сначала прошлись по музейному залу, посмотрели примеры работ, здесь есть игрушки и на современные сюжеты - например про космос, но сохраняется белый фон и яркий рисунок традиционными цветами.



И классические сценки, так хорошо всем знакомые.





Все 4 этапа создания игрушки - сначала игрушку лепят, потом сушат, затем обжигают.
Расписывают игрушку темперными красками, лаком не покрывают, поэтому игрушка на ощупь шершавая. Раньше в краску добавляли яйцо и квас, для росписи использовали перья и палочки, а сейчас используют колонковые кисти.



Иногда игрушки украшают листовой поталью.



В том же здании, где находится музей есть детские учебные классы. Здесь дети знакомятся с промыслом родного края и могут сами лепить игрушки.





Как я уже говорила, в артели сейчас работают 20 мастериц, они стараются обучить новое поколение мастеров. Но одна мастерица может взять только 2-3 учениц, на подготовку нового мастера тратится до 5 лет. Но нет гарантии, что ученица останется в промысле - человек может понять, что это не его, могут поменяться жизненые обстоятельства, да и сама работа тяжелая и плохо оплачиваемая.
Есть и еще один фактор - чтобы игрушка пошла в продажу, она должна пройти просмотр комиссией, и если игрушка не пройдет "смотр", то она забраковывается. Не все мастерицы это выдерживают и уходят "на вольные просторы".

Мы побывали и в мастерских, где идет сам процесс творчества.





На подоконнике сушаться вылепленные игрушки.



В месяц создется до 40 игрушек, в первую половину месяца мастерица их лепит, во вторую половину - расписывает.


Наша поездка была организована НКО "Возрождение Вятки", ссылка на их страничку - https://vk.com/rebirth_vyatka.
Tags: #travel_russia, #trвятка, #trкиров, Вятка, Киров, Россия, блогтур
Subscribe

Posts from This Journal “#travel_russia” Tag

Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments