100-летний юбиляр в Москве
Первое здание Киевского (а в ту пору Брянского) вокзала было построено к 1899 году. Это была одноэтажная постройка, как сказал наш гид Александр — два окна и одна дверь.
В 1912 году состоялся один из визитов императора Николая II в Москву (приуроченный к столетию Бородинской битвы), и ему не понравился внешний вид вокзала. Было принято решение о строительстве нового здания вокзала. Для разгрузки транспортных потоков на деньги инвесторов вокзала сначала был построен Бородинский мост. А вокзал построен в 1914—1918 годах.
В 2011-2016 годы была проведена масштабная реставрация, зданию был возвращен исторический цвет.
Поскольку Вокзал был построен как памятник победы, то в его внешнем виде появились две триумфальный арки. По проекту архитекторов они задумывались как отдельные входы для пассажиров 1-го и 2-го классов (который справа на фото) и для 3-го и 4-го классов (слева).
Скульптуры, которые украшают входы, поддерживают эту мысль. Фигуры, расположенные слева, символизируют собой труд (шахтер и металлург), а справа — отдых (мужчины держат в руках хлеб и вино).
Над скульптурами расположены барельефы, которые символизируют 4 стихи передвижений человека — самолет, пароход, поезд и метрополитен.
Вот сколько ходила рядом — никогда не обращала внимания на фигуры и не задумывалась над их смыслом...
Потолок в зале ожидания 1-го класса украшают буквы МКВ — напоминание о Московско-Киево-Воронежской железной дороге и Лазаре Полякове, который был частным инвестором строительства железных дорог. И именно ему поручил император построить новое здание Киевского вокзала.
Купол того помещения, где раньше располагался ресторан 1-го класса, украшает шикарная люстра. А сам купол напоминает о римском памятнике — Пантеоне.
Потолок в этой и других частях здания украшают рисунки в технике гризайль, она выполняется в одном цвете, но в разных его оттенках.
Следующий зал украшает панно, символизирующее дружбу Украины и России — слева в белой вышиванке Украина, справа в красном платье Россия.
Рядом с ними справа космонавты и ракета, а в верхней части панно два собора — из московского кремля и из Киева.
Самая эффектная часть вокзала — дебаркадер.
Очень эффектная постройка — длина 321 м, ширина пролёта 47,9 м, высота 28 м, вес конструкций более 1250 т. К сожалению во время ремонта 2004 года исторические арки были заменены на современные.
Надеюсь, что технологии не были нарушены. Арки были построены не жестко закрепленные, а подвижные, чтобы сохранялась прочность конструкции. Движение возможно на миллиметры, но оно необходимо.
Оказывается, что есть не только города — побратимы, но и вокзалы. Побратим Киевского вокзала — вокзал Аточа в Мадриде, но там в части дебаркадера сделан торговый центр, а пути убраны под землю. Очень не хочется такой судьбы для нашего вокзала.
Пара исторических кадров о сборке дебаркадера век назад
Удивительно, но на вокзале сохранилась плитка, которую уложили здесь 100 лет назад. Плитка была изготовлена фирмой Villeroy & Boch.
А эта часть вокзала по проекту архитекторов была багажным отделением, и соответственно она разделяла бы потоки пассажиров, чтобы 1-й класс не встречался с простым людом.
Может быть я написала не про все факты, которые рассказал нам Александр, гид проекта «Москва глазами инженера». Но все охватить в одном посте нереально)
Это очень интересная экскурсия, и я её могу порекомендовать и москвичам, и гостям города)
Спасибо за приглашение сообществу mosblog и sarycheva_s.
«Москва глазами инженера» в интернете:
фб - https://www.facebook.com/moscoweng
вк - https://vk.com/moscoweng
инстаграм - https://www.instagram.com/engineer_history.ru/
сайт - www.engineer-history.ru
Journal information
- Current price50 LJ Tokens
- Social capital2 410
- Friends of
- Duration24 hours
- Minimal stake50 LJT
- View all available promo