100-летний юбиляр в Москве

Первое здание Киевского (а в ту пору Брянского) вокзала было построено к 1899 году. Это была одноэтажная постройка, как сказал наш гид Александр — два окна и одна дверь.

В 1912 году состоялся один из визитов императора Николая II в Москву (приуроченный к столетию Бородинской битвы), и ему не понравился внешний вид вокзала. Было принято решение о строительстве нового здания вокзала. Для разгрузки транспортных потоков на деньги инвесторов вокзала сначала был построен Бородинский мост. А вокзал построен в 1914—1918 годах.

В 2011-2016 годы была проведена масштабная реставрация, зданию был возвращен исторический цвет.

Поскольку Вокзал был построен как памятник победы, то в его внешнем виде появились две триумфальный арки. По проекту архитекторов они задумывались как отдельные входы для пассажиров 1-го и 2-го классов (который справа на фото) и для 3-го и 4-го классов (слева).

Скульптуры, которые украшают входы, поддерживают эту мысль. Фигуры, расположенные слева, символизируют собой труд (шахтер и металлург), а справа — отдых (мужчины держат в руках хлеб и вино).

Над скульптурами расположены барельефы, которые символизируют 4 стихи передвижений человека — самолет, пароход, поезд и метрополитен. 

Вот сколько ходила рядом — никогда не обращала внимания на фигуры и не задумывалась над их смыслом...

Потолок в зале ожидания 1-го класса украшают буквы МКВ — напоминание о Московско-Киево-Воронежской железной дороге и Лазаре Полякове, который был частным инвестором строительства железных дорог. И именно ему поручил император построить новое здание Киевского вокзала.

Купол того помещения, где раньше располагался ресторан 1-го класса, украшает шикарная люстра. А сам купол напоминает о римском памятнике — Пантеоне.

Потолок в этой и других частях здания украшают рисунки в технике гризайль, она выполняется в одном цвете, но в разных его оттенках.

Следующий зал украшает панно, символизирующее дружбу Украины и России — слева в белой вышиванке Украина, справа в красном платье Россия.

Рядом с ними справа космонавты и ракета, а в верхней части панно два собора — из московского кремля и из Киева.

Самая эффектная часть вокзала — дебаркадер. 

Очень эффектная постройка — длина 321 м, ширина пролёта 47,9 м, высота 28 м, вес конструкций  более 1250 т. К сожалению во время ремонта 2004 года исторические арки были заменены на современные.

Надеюсь, что технологии не были нарушены. Арки были построены не жестко закрепленные, а подвижные, чтобы сохранялась прочность конструкции. Движение возможно на миллиметры, но оно необходимо.


Оказывается, что есть не только города — побратимы, но и вокзалы. Побратим Киевского вокзала — вокзал Аточа в Мадриде, но там в части дебаркадера сделан торговый центр, а пути убраны под землю. Очень не хочется такой судьбы для нашего вокзала.

Пара исторических кадров о сборке дебаркадера век назад


Удивительно, но на вокзале сохранилась плитка, которую уложили здесь 100 лет назад. Плитка была изготовлена фирмой Villeroy & Boch.

А эта часть вокзала по проекту архитекторов была багажным отделением, и соответственно она разделяла бы потоки пассажиров, чтобы 1-й класс не встречался с простым людом. 

Может быть я написала не про все факты, которые рассказал нам Александр, гид проекта «Москва глазами инженера». Но все охватить в одном посте нереально)

Это очень  интересная экскурсия, и я её могу порекомендовать и москвичам, и гостям города)

Спасибо за приглашение сообществу mosblog и sarycheva_s

«Москва глазами инженера» в интернете:
фб - https://www.facebook.com/moscoweng
вк - https://vk.com/moscoweng
инстаграм - https://www.instagram.com/engineer_history.ru/
сайт - www.engineer-history.ru


Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.